Что такое упаковка?
Упаковка – оболочка для защиты товара, изделий от механических повреждений, порчи из-за попадания влаги, кислорода, загрязнения во время транспортировки и хранения. Продукция упаковывается для сохранения эксплуатационных, технических характеристик, физических, химических свойств с применением специального оборудования.
Какие функции выполняет упаковка?
1. Упаковочные материалы выполняют ряд функций, делятся на транспортные и потребительские, внешние, внутренние. Они защищают товары, изделия, вещества от повреждений при погрузке, разгрузке, транспортировке, хранении. Также предотвращается разрушающее воздействие климатических факторов: осадки, ультрафиолет, температурные перепады.
2. Упаковка выполняет и оптимизирующую функцию. Это группировка компонентов изделия, товара (смартфон с комплектующими, пищевые наборы). Так повышается комфорт пользования, упрощается учет.
3. Также с помощью упаковки товарам придается форма и формируется объем (напитки, которые разливаются в пластиковую, стеклянную тару, тетрапаки, дезодоранты во флаконах). Оптимизирующая функция упрощает погрузку, разгрузку (за счет наличия специальных отверстий, ручек), транспортировку, хранение, продажу изделий, различных видов продукции.
4. Еще одна функция упаковочных материалов – информационная. На них наносится состав продукции, специальные обозначения, которые упрощают погрузку, транспортировку, складское хранение, инструкции по применению. Также размещаются рекомендации по утилизации.
5. На упаковку наносятся рекламные, мотивационные материалы для привлечения внимания потребителя, формирования имиджа компании-производителя, поддержания интереса целевой аудитории. Это дешевый, эффективный маркетинговый инструмент для продвижения новой продукции.
Какие материалы используются для упаковки?
1. Для защиты продукции, фасовки, нанесения логистической, потребительской информации используются различные материалы, включая бумагу. Она пользуется спросом из-за экологичности, простоты вторичной переработки, доступной цены. Применяется в качестве прокладки кондитерских, маслянистых изделий, вкладышей, набивки для обуви.
2. Стретч-пленка изготавливается из полимерных соединений, устойчива к нагрузке на разрыв, проколам. Из-за высокого стягивающего усилия используется для обмотки паллет перед погрузкой и транспортировкой. Это надежная защита от механических повреждений потери продукции при перевозке.
3. Термоусадочные рукава изготавливаются из поливинилхлорида, отличаются способностью сокращаться под воздействием температуры на 45–47%. При этом не снижаются физические свойства. Материал принимает форму изделия, плотно его облегает, образуя защитную, полностью герметичную оболочку.
4. Для упаковки, фасовки продукции применяется картон. Это материал, состоящий из нескольких слоев плотной бумаги, толщиной от 0,2 до 5 мм. Его основа – грубые древесные волокна, которые обеспечивают высокую плотность, устойчивость к механическому воздействию. Многослойная структура частично нейтрализует разрушающую энергию при падении, ударах.
5. Из дизайнерского картона изготавливаются обложки для книг, периодических изданий, подарочная упаковка. Он отличается приятной на ощупь текстурой, высокой плотностью при небольшой толщине. Эстетичный внешний вид создается путем тиснения, металлизацией.
6. Фольга – универсальный упаковочный материал, который используется в кулинарии, промышленном производстве, медицине, строительстве. Производится из металлов, сплавов (в основном алюминия), отличается пластичностью, толщина листов варьируется в пределах 0,0001–0,2 мм.
7. Пакеты, контейнеры из фольги используются для сохранения температуры приготовленных блюд, замороженной продукции. Тубы упрощают фасовку продукции, надежно защищают ее от проникновения воздуха, влаги. Также это стильный, дешевый элемент декора.
Какими свойствами должна обладать упаковка?
1. К упаковочным материалам предъявляется ряд требований. Основополагающая характеристика – прочность. Она необходима для надежной защиты продуктов питания, электроники, мебели от механических повреждений: ударов, падений, царапин.
2. Надежность – устойчивость к воздействию активных химических соединений (кислоты, щелочи). Особенно важна для продуктов питания барьерная функция. Это предупреждение проникновения влаги, кислорода, что увеличивает срок хранения продукции без ущерба вкусовым свойствам. Также сохраняются витамины, полезные микроэлементы.
3. Привлекательный вид. Эстетика упаковки важна, так как она влияет на эмоции потребителя, продает товары. Важно вызвать у потребителя доверие, желание купить. Это обеспечивается соответствием товару (мясную продукцию не упаковывают в картонные коробки, используют термоусадочную пленку), наличием подробного его описания, ярким оформлением.